http://www.continent.kz/2006/09/15.htm
ФЕСТИВАЛИ: Новое прочтение

Весенняя пора оказалась фестивальной для Алматы. Вслед за джазовым фестивалем начался еще один музыкальный праздник, который шел всю прошлую неделю в Большом органном зале консерватории им. Курмангазы. Организаторы второго Международного фестиваля новой музыки «Наурыз XXI» всеми силами стремятся продвинуть современную классику «в народ» и показать, что современное искусство демократично. Это выражалось и в неформальной обстановке на концертах, и в бесплатном входе на все мероприятия. На деле фестиваль показал совершенно обратное – музыка, звучавшая на протяжении шести вечеров в органном зале, элитарна, богемна, можно называть ее как угодно. Однозначно, мероприятие не стало массовым. Было ли оно полезным для студентов консерватории? Скорее всего, да. И что можно сказать точно: фестиваль был неожиданно интересным. Запомнились концерты и композитора-гитариста из Израиля Ювал Авитала, и музыкального коллектива из США «Continium», и мастер-класс названного гениальным израильского композитора Бенджамина Юсупова. Но самое большое впечатление произвел концерт ансамбля «Omnibus» из Узбекистана.

Ташкентский «Omnibus» из девятнадцати человек образовался совсем недавно, в 2004 году, как коллектив единомышленников и энтузиастов. Создался он базе театра «Ильхом», известного и в России, и в Европе, – театра современного и одновременно имеющего глубокие традиции. Художественным руководителем и дирижером ансамбля стал музыкальный директор «Ильхома» – композитор по образованию – Артем Ким. Удивительную подвижность, мимику, горячность своих музыкантов во время исполнения произведений Артем Ким объяснил очень просто: «Все мы люди театральные, отсюда и такая атмосфера на концертах».

За свою философию и выбранное направление «Omnibus» взял идею о том, что искусство музыки не существует в мире отдельно, что музыка, в особенности современная, может запросто сосуществовать с другими видами искусства: видео-артом, хореографией, живописью, театром. От этого и пошло название ансамбля – «способный двигаться в любом направлении». Свои концерты в Ташкенте музыканты превращают в настоящее представление с театральными актерами, видеоинсталляциями и театром теней. Жаль, что всего этого ансамбль по техническим причинам не смог показать в Алматы.

Алматинцам пришлось довольствоваться лишь удивительной игрой узбекского коллектива и музыкальными произведениями, прозвучавшими в Алматы впервые. В первом отделении «Omnibus» исполнил неоклассический концерт Стравинского «Дамбартон Оукс», затем народные песни композитора ХХ века авангардиста Лучано Берио, которые он написал для своей жены Кэти. На концерте в Алматы итальянские народные песни исполняла Анна Гузаирова – постоянная вокалистка ансамбля «Omnibus». Пение ее было завораживающим, а мысли слушателей вместе с голосом солистки уносились куда-то ввысь, к куполу органного зала.

Второе отделение концерта было посвящено Альфреду Шнитке и его «Гоголь-сюите». «Плох тот дирижер, который не является гипнотизером, – говорит Артем Ким. – В этом произведении Шнитке заманивает нас, как Гоголь, сказочками, а потом бабахает всей своей мощью. Для нашего ансамбля очень важно дать зрителям возможность почувствовать, что они никогда не почувствуют ни смотря MTV, ни слушая какие-то шлягеры, это – музыка Шнитке». Кто скажет, что является поклонником его сложных сочинений, даже при весьма положительном отношении к современной классической музыке в общем? Возможно, теперь после этого концерта, Альфред Шнитке открылся многим совершенно по-новому – он стал понятен. Оказалось, что можно слушать и внимать и такой музыке, при условии, что исполнять ее будет «Omnibus».

 
Copyright by Omnibus Ensemble
Povered by OLLI
Design by "Design Drugs"