В воскресенье, 28 ноября 2010 года в 18:30 часов, на сцене театра Марка Вайля "Ильхом" состоится авторский вечер Заслуженного деятеля искусств Узбекистана, профессора Государственной консерватории Узбекистана, лауреата почетной премии за вклад в развитие культуры и искусства Узбекистана Феликса Янов-Яновского. Его симфонии, концерты, оратории, оперы, камерно-инструментальная и вокальная музыка, музыка для театра и кино, эстрадные песни регулярно исполняются не только у нас в стране, но и за рубежом.

"Сосуществование в сочинениях Ф.Янов-Яновского разнородных стилистических черт и приемов не приводит, как это нередко бывает, к пестроте композиторского почерка. Естественность и органичность этого сплава проистекает, видимо, из внутреннего единства главной темы творчества, сложившегося склада мышления, сфоромировавшейся индивидуальности. Ф.Янов-Яновский давно зарекомендовал себя как художник тонкого лирического дарования." О.Азимова, доктор искусствоведения. "Нить (штрихи к двойному портрету)". "Музыкальная академия", 1992, №3.

Для Феликса Марковича музыка - разговор о самом важном. Он ставит перед собой сложнейшие эстетические задачи и его творчество отличается тщательной продуманностью форм и отточенностью деталей.

Композитор часто обращается к восточной тематике, в частности, к японской поэзии. И неслучайно в 2008 г. Феликс Янов-Яновский получил официальное приглашение присутствовать в городах Японии Тойота и Нагоя на премьере его балета "Урашима Таро" по мотивам японской легенды.

В рамках ноябрьского концерта Ансамбля Omnibus состоится мировая премьера его Квартета и вокально-инструментального цикла "Времена года" на стихи японских поэтов.

Интервью Феликса Янов-Яновского

На Вашем авторском концерте 28 ноября 2010 года Ансамбль Omnibus будет исполнять произведения последних лет?

Да, самое раннее из них написано мною в 2003 году. Ташкентские слушатели станут свидетелями сразу 3 мировых музыкальных премьер. Никогда прежде не исполнялись ни вокально-инструментальный цикл "Времена года" для сопрано и камерного ансамбля на стихи японских поэтов, ни "Струнный квартет 2", ни "Элегия", посвященная памяти Александра Павловского. За рубежом уже прозвучали "Agnus Dei" и "Диалог: Pro et contra", но в Ташкенте могли слышать лишь "Пять интерпретаций" для камерного ансамбля.

Ваша Элегия была посвящена памяти Александра Павловского. Расскажите немного о нём.

Мой большой друг, один из лучших педагогов нашего вуза, профессор Александр Павловский был замечательным скрипачом. Он переиграл, наверное, все сочинения композиторов Восточной Европы для скрипки и фортепиано, всю камерную музыку, какую возможно. И этот человек был не только очень хорошим музыкантом, но и одним из тех, кого называли "совестью" нашей консерватории.

Давно ли Вы сотрудничаете с Ансамблем Omnibus?

Наше сотрудничество началось в 2005 году, когда в качестве педагога я проводил первый мастер-класс Omnibus Laboratorium. То, что делает этот ансамбль, очень трудно переоценить. Поэтому я всегда поддерживал и буду поддерживать все его начинания. И очень признателен, что в этом году коллектив выбрал для исполнения именно мою музыку.

По мнению многих, ансамбль продолжает дело, начатое Международным фестивалем современной музыки "Ильхом ХХ", проводившимся в Ташкенте с середины 90-х до середины 2000-х годов. Насколько, на Ваш взгляд, связана деятельность Ансамбля Omnibus с этим фестивалем?

В фестивале "Ильхом ХХ" участвовали отдельные музыканты ансамбля: Артем Ким дирижировал "Свадебкой" Игоря Стравинского и "Catulli Carmina" Карла Орфа, а английский саксофоновый квартет Delta исполнял "Сюзане" Джахонгира Шукурова.

Но известность пришла к Ансамблю Omnibus уже после того, как "Ильхом ХХ" (в немалой степени благодаря которому Узбекистан стал котироваться на современной музыкальной карте мира как никогда прежде) был закрыт. Объединяет и фестиваль, и ансамбль то, что они выросли из одного театра "Ильхом". Еще в 1994 - 95 годах в этом театре дважды в год проводились концерты камерной музыки. Они и послужили толчком к возникновению в 1996 году фестиваля современной музыки "Ильхом ХХ". И ансамбль Omnibus своим происхождением так же обязан этому театру.

Отличает их то, что фестиваль базировался на лучших зарубежных исполнителях. А в Omnibus'е музыку исполняют наши собственные музыканты и делают это достойно.

Я считаю, что после закрытия фестиваля "Ильхом-ХХ" появление этого молодого ансамбля в какой-то мере заполнило образовавшуюся пустоту. У ансамбля хорошие творческие перспективы и для его развития важно то, что они играют много разной современной музыки, сочинения и зарубежных и отечественных композиторов.

Особенно интересным изобретением мне кажется их мастер-класс Omnibus Laboratorium (ссылка), куда приезжают известные музыканты в качестве преподавателей, и где наши молодые композиторы могут не только познакомиться с разными композиторскими школами, но и послушать свои произведения в исполнении профессиональных музыкантов и тут же получить консультацию опытного педагога. Для них это возможность профессионального совершенствования, тем более, что в последние годы в консерватории магистратура для композиторов была закрыта.

Тем не менее, чиновники от культуры призывают нас "всемерно пропагандировать узбекское музыкальное искусство за рубежом". Каким образом это можно делать, на Ваш взгляд?

Необходимо либо вывозить за рубеж исполнителей, которые будут играть серьезную музыку, способную заинтересовать западного слушателя, либо распространять ноты или записи этой музыки. Других способов нет.

Но большинство музыкальных коллективов (за редким исключением) серьёзную узбекскую музыку не исполняют, такая музыка не записывается и не издается. Поэтому не только за рубежом, но и внутри страны публика не может познакомиться с отечественной академической музыкой. Из 19 симфоний замечательного узбекского композитора Мирсадыка Таджиева издана лишь одна, - и та в Москве. У Нуриддина Гиясова написано 12 симфоний, у Мирхалила Махмудова 4 симфонии, у Тулкуна Курбанова 9 симфоний - и ни одна из них не издана и не записана на CD, благодаря чему и была бы возможность распространения этой музыки.

Народному артисту Узбекистана, композитору Икраму Акбарову скоро исполнится 90 лет. Им написаны и симфонические произведения, и оратории, и многое другое. Человек, работающий в профессии до такого почтенного возраста, достоин всяческого уважения. Но... дважды объявлялись его исполнения и - не по его вине! - дважды отменялись. Вы можете себе представить, чтобы россияне не имели возможности услышать произведения Глинки, Чайковского и других отечественных композиторов?!

И только сейчас композиторским сообществом предпринимаются попытки возродить многолетнюю традицию регулярных прослушиваний сочинений наших авторов.

И как я уже говорил, Ансамбль Omnibus делает большое дело, предоставляя молодым композиторам возможность услышать на его концертах и свои произведения в профессиональном исполнении, и музыку других, очень разных современных авторов.

Во время дискуссии после концерта, где прозвучали сочинения студентов мастер-класса, Вы сослались на слова музыковеда М. Арановского: "В настоящее время в музыке важнее не "КАК", а "ЧТО". Имелось в виду, что техническая сторона произведения менее важна, чем то, что композитор хочет сказать своим сочинением?

Дело в том, что техника композиции настолько развилась, что уже устаревают многие вещи (сериальная музыка, сонористика, додекафония и пр.), в свое время расширившие возможности музыки, обогатившие ее звуковую палитру и вооружившие композитора особыми способами развития материала и т. д. И сейчас, в связи с повышением интереса к технике, содержательная сторона остается как бы на втором плане.

Произведения студентов мастер-класса, прозвучавшие на концерте, показали разный уровень их подготовки и разный уровень понимания авторами сути музыки. На мой взгляд, эти сочинения страдают погрешностями в форме, в них ощущается приоритет приемов в ущерб целому.

Приведу простой пример. В работе Виктора Хандамяна использована цитата из Баха и автор посчитал, что это уже полистилистика. На мой же взгляд, здесь - не совсем умело сделанный коллаж, т.к. хороший коллаж органично вписывается в ткань сочинения. У Виктора сочинение развалилось на 3 не связанные между собой части: до цитаты-цитата-и после цитаты. Взята целиком баховская мелодия и к ней добавлен некий авторский аккомпанемент. Стоит ли его порицать за это? Конечно, нет! Понятно, что молодому композитору в одном из первых своих сочинений хочется попробовать то, что было до него и о чем он имеет какое-то представление. Но весь фокус в том, как это сделать. Ведь полистилистика - это сочетание различных стилей. В сочинении может использоваться цитата, но обязательно естественно вплетённая в ткань произведения, чтобы не выглядеть "нашлёпкой".

Вот, например, как искусно цитата из хорала Баха введена в сочинение Альбана Берга: четыре последние ноты собственной темы Берга полностью совпадают с первыми четырьмя нотами хорала. Поэтому цитируемая мелодия кажется продолжением мелодии автора. Также происходит и у Шнитке, с его приемами развития музыки, когда вдруг неожиданно, но органично появляется танго. Здесь полистилистику отличает от эклектики именно стилистическая "связанность" всех частей в произведении.

И поскольку так или иначе студенческие работы нуждаются в корректировке, то Omnibus Laboratorium как раз и служит тем полигоном, который помогает молодым композиторам ответить на вопрос: "что я хочу сказать своим сочинением?"

Беседовала М. Стальбовская, 8 ноября 2010 г

Другие интервью

Программа концерта

Agnus Dei *

для голоса, бас-кларнета и виолончели
Элегия - Памяти Александра Павловского **
для вибрафона, скрипки и виолончели
Пять интерпретаций
для камерного ансамбля
Диалог - Pro et contra *
для контрабаса и фортепиано
Времена года **
для сопрано и камерного ансамбля на стихи японских поэтов
Струнный квартет № 2 **

Махфуза Исламова - сопрано
Музаффар Расулходжаев - контрабас
Ансамбль Omnibus
Дирижер Джахонгир Шукуров

* первое исполнение в Узбекистане
** мировая премьера

 
Copyright by Omnibus Ensemble
Povered by OLLI
Design by "Design Drugs"