30 октября 2010 года общей дискуссией закончил свою работу V1 Международный мастер-класс для молодых композиторов Omnibus Laboratorium. Этот двухнедельный проект был организован Ансамблем Omnibus, театром Марка Вайля "Ильхом" и Гете-институтом в Ташкенте в рамках "Недель Германии в Узбекистане".

Начался он 18 октября с приезда известного немецкого композитора Александра фон Шлиппенбаха, приглашенного в качестве педагога мастер-класса.

"...Характер его музыки - сложный, неуютный - становится отражением реальности. Те, кому хоть немного знакома немецкая история,должны проникнуться этой музыкой, ведь автор сам насквозь пропитан немецким прошлым, немецким мышлением..."

Занятия студентов Omnibus Laboratorium проходили в зале Республиканского специализированного музыкального академического лицея им. В.Успенского в процессе подготовки музыкантов-исполнителей к концерту. Во время репетиций молодые композиторы из зала наблюдали за тем, как вместе с Ансамблем Omnibus вдохновенно сочиняли фри-джазовую музыку популярный ташкентский коллектив "Axes Percussion Group" и ансамбль учащихся Успенки "Sunny Kids". Александр фон Шлиппенбах, в свою очередь, отвечал на вопросы, объяснял, чем занимаются музыканты, показывая, как можно организовать форму и структуру внутри джазового языка, как общаться с исполнителями и т.д.

За неделю занятий участниками проекта была составлена программа концерта, в основу которой легли одновременные импровизации нескольких музыкантов на одну и ту же мелодию.

"Самым захватывающим моментом в джазе" назвал такие импровизации известный знаток музыки Леонард Бернстайн. "Ни один из музыкантов не знает точно, что собирается делать другой, но они слушают друг друга и подхватывают брошенные друг другу фразы так же, как они делали бы это, разговаривая между собой. Связывают их аккорды, гармония, на основе которой они ведут две разные мелодические линии одновременно, что, выражаясь профессиональным языком музыкантов, создает нечто вроде непреднамеренного контрапункта. Здесь зародыш того, что мы называем "jam session", то есть сжатое время". "Импровизировать - это значит взять мелодию, запомнить ее вместе с гармонией и затем, как любят выражаться джазовые музыканты, отправиться "погулять" с мелодией, добавляя к ней украшения и фигурации." Бернстайн Л. Музыка-всем. М.: Сов.композитор, 1978, с.166, 168.

Концертом Ad Libitum ( в переводе с латинского - "свободно"), на котором 23 октября ташкентской публике были представлены результаты импровизационной работы музыкантов, завершился начальный этап мастер-класса.

Педагога из Германии сменили опытные композиторы Сенг-А О/ Seung-Ah Oh (Южная Корея), и Питер Адрианц/ Рeter Аdriaansz (Нидерланды). На протяжении второй недели проекта они читали лекции по композиции и вели индивидуальные занятия с каждым из студентов.

Сочинение Сенг-А О "JungGa", опирающееся на корейские культурные традиции, в голландском конкурсе Toonzetters /"Мастера звуков" признано лучшей музыкой 2009 года в Нидерландах. И ташкентские лекции гостьи из Кореи также в немалой степени были посвящены влиянию традиционной музыки на творчество современных композиторов. Тема привлекла особое внимание молодых узбекских авторов, заинтересованных в более широком использовании традиционной музыки в их собственном творчестве.

В ответ на наш вопрос, считает ли композитор корейскую тему основной в своем творчестве, Сенг-А О сказала:

"Хотя как композитор я состоялась на Западе, именно вдали от родины мой интерес к корейской культуре особенно вырос. Действительно, мы начинаем ценить что-то лишь когда оно перестает быть рядом с нами. Если в Корее люди меня знали просто как Сенг-А О, то на Западе в глазах многих я - прежде всего композитор из Кореи. В первую очередь люди спрашивали меня о моей стране, о корейской культуре. И, приступив лет пять назад к изучению этой темы, я с огромным интересом обнаружила в собственных ранних сочинениях проявления каких-то национальных черт, которых я прежде не замечала. Но серьезная разработка мною этой темы еще впереди.

Если в 70-80-е годы в Корее ощущалось большее тяготение к западной культуре, чем своей, то в последние десятилетия очевидна обратная тенденция. Композиторы все чаще стараются опираться на культурные традиции своего народа. Иногда авторы музыки просто используют корейский народный инструмент, не отказываясь от принципов западной темперации. Другие не ограничиваются этим и идут в своих поисках дальше. Так или иначе, традиционная музыка, несомненно, влияет на творчество современных корейских композиторов... Поэтому и мне в сегодняшней лекции хотелось показать, как современно звучит придворная вокальная музыка, характерная для Кореи XVII века."

О том, как можно перевести цифры известного треугольника Паскаля в музыку, о непреднамеренных (неинтенциальных) способах сочинения музыки, - говорил в своих лекциях "Что мы слышим?" и "Почему трансформация?" Питер Адрианц.

Начиная с 2005 года, Питер - постоянный участник проектов Ансамбля Omnibus. Специально для ташкентского коллектива композитор создал новые редакции целого ряда своих сочинений. Его музыку отличает высокая степень концептуализма, точность и красота формы, в которой ясность и пропорциональность структуры - главные составляющие.

Его лекции и в этом году были интересны не только и не столько музыкантам, сколько людям, в целом интересующимся искусством. На вопрос о том, какие ставит перед собой задачи педагог мастер-класса, Питер Адрианц ответил:

"Моя задача - рассказать молодым композиторам о том, что происходит в области современной музыки, и попытаться мотивировать их чаще ее слушать и активнее изучать. Потому что основной проблемой здешних студентов мне представляется их отношение к профессии композитора, музыканта или артиста как к функции, а не образу жизни. Они считают, что необязательно быть композитором постоянно, достаточно оставаться им лишь какое-то время "от и до"- сегодня он немного "посочинял", а завтра занят совсем другими делами.

Только изменив своё отношение к профессии, молодые люди будут более заинтересованы и в получении информации о современных тенденциях в музыке, и в приобретении слухового опыта, и т.д. И педагогу всегда интереснее читать лекции подготовленным и хорошо осведомлённым студентам. А доступ к такой информации в Центре современной музыки Ансамбля Omnibus открыт для всех желающих.

Я согласен с педагогами консерватории, которые после концерта говорили об изъянах в форме произведений молодых композиторов, о не сбалансированности их разных частей. Я тоже считаю, что этим сочинениям недостает логичности, обоснованности причинно-следственных связей.

Всё же, хотя проблем у здешних молодых композиторов еще немало, прогресс в их развитии налицо. Успехи, которых добилось большинство ребят за прошедший год, убедительно доказывают полезность и важность для Узбекистана такого образовательно-информационного проекта.

Никакое общество особенно не занимается поддержкой композиторов и значение их деятельности часто осознаёт позднее, лишь после отъезда профессионалов из страны. К сожалению, это везде так, только где-то немного больше поддержки, где-то ее меньше. И нужно просто систематически делать то же, что делают ребята из Omnibus'а, постепенно расширяя культурную среду вокруг себя"

На следующем этапе проекта, 27 октября в здании института Гете был проведен День открытых дверей. Такая своеобразная форма концерта-дискуссии была использована, чтобы не только профессионально исполнить, но и сообща проанализировать написанные специально для мастер-класса произведения молодых композиторов из Узбекистана, Кыргызстана и Армении. Заполненный концертный зал Гете-института убедил организаторов в том, что проект также привлек внимание и музыкальной общественности города. В дискуссии, возникшей после концерта, разные мнения высказали зарубежные гости, и преподаватели консерватории, и молодые музыканты.

Феликс Янов-Яновский назвал студентов и педагогов мастер-класса проводниками новых идей, своей работой напоминающими нам, что мы живем в ХХ1 веке. Кроме того, по мнению профессора, для наших студентов пообщаться с более опытными коллегами, услышать свое сочинение в профессиональном исполнении практически невозможно. Он вспомнил рассказ выпускницы Йельского университета о том , что у них по статусу каждый студент имеет право, чтобы его произведение было исполнено 8 раз - независимо от инструментального состава этого сочинения, вплоть до оркестра. А за два года учёбы молодого композитора это уже 16 сочинений. В свою очередь, студенты исполнительского факультета просто обязаны играть произведения молодых композиторов.

Наталия Янов-Яновская: "Поражает масштаб Omnibus Laboratorium'а, этой потрясающей акции. Здесь и индивидуальные занятия для молодых композиторов, и лекции, и открытые репетиции, и концерт, и обсуждения. На мой взгляд, всё, что идет от молодежного ансамбля Omnibus - глоток свежего воздуха для нашей теперешней музыкальной жизни Их деятельность особенно важна еще и потому, что те люди, которые обязаны этим заниматься по должности, ничего подобного не делают."

"Поэтому то, что делает Омнибус, не только переоценить нельзя, но, мне кажется, по-настоящему и оценить трудно",- заключил профессор

И, наконец, 29 октября состоялся финальный в этом образовательном проекте концерт, на котором музыканты Ансамбля Omnibus исполнили сочинения педагогов мастер-класса, - "Концерт" для фортепиано, ударных и шести исполнителей и "Cirсle" для ударника соло Сенг-А О, и "Enclosures" для голоса, альта, синтезатора и электроники Питера Адрианца.

"В новом сезоне наших слушателей ожидает несколько сюрпризов, - сообщил художественный руководитель ансамбля Артем Ким.- Одним из них станет более активное сотрудничество со звездами музыкального небосклона Узбекистана. И первый такой "выход за рамки коллектива" состоялся сегодня. Ведущая пианистка Узбекистана, выпускница Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского Эльмира Миркасымова совместно с Ансамблем Omnibus исполнила сложнейший "Концерт" Сенг-А О."

 
Copyright by Omnibus Ensemble
Povered by OLLI
Design by "Design Drugs"