Ансамбль Omnibus сфокусирован на исполнении современной академической музыки. Репертуар ансамбля включает произведения композиторов, которые стали ключевыми фигурами в музыке ХХ века: Малер, Айвз, Веберн, Берг, Стравинский, Кейдж, Варез, Мессиан, Берио, Булез, Хубер, Холлигер, Денисов, Шнитке, Губайдулина, Крамб, Райли, Райх, Заппа и другие.

Мнением о современной музыке делится музыкант Ансамбля Omnibus Сухроб Назимов: Для меня современная музыка - некое состояние чувств, страсти, сознания, переданное через звуки сегодняшнего дня. Конечно, не всех современных композиторов я люблю, и не вся современная музыка мне нравится. Но многое из классической музыки тем более изжило себя. Пожалуй, лишь музыку Баха, не зря называют вечной, - ее хочется открывать и открывать, так много в ней заложено.

Для людей, пишущих современную музыку, привлекательными могут быть самые разные шумы. Как-то мы с нидерландским композитором Питером Адрианцем отправились на самолете Ан-24 в Бухару. Услышав низкий гул двигателей, он так заинтересовался, что не поленился, расчертил на бумаге нотный стан и записал этот звук в виде нот, а потом использовал его в своем произведении. Вообще, Питер мне очень интересен как композитор, нашедший в современной музыке свою нишу. Можно сказать, что его "Структуры" - талантливое композиторское отражение современной астрономической теории черных дыр. Ученые примерно знают, что происходит в Космосе, в окрестностях черной дыры. А что происходит внутри нее? Как там может останавливаться время, что значит полное отсутствие всякой структуры и т.д. Естественно, Адрианц все эти вопросы рассматривает с музыкальной точки зрения. "Структуры" исполняются без дирижера, протяжные звуки через определенные отрезки времени как бы сами то совпадают, то расходятся, отправляя слушателей в весьма своеобразное состояние.

И Джон Кейдж для меня, как для многих - один из самых ярких "открывателей" современной музыки. Причем он, по-моему, первый человек в европейской музыке, который через композиторское искусство стал преподавать дзен-буддизм. Будучи известным композитором, он не столько читал лекции о музыке, сколько как бы передавал от Мастера к Ученикам новое, метафизическое восприятие музыки.

Очень нравится мне и Джордж Крамб. Известно, что отправной точкой для создания композитором "Черных ангелов" послужила вьетнамская война. И его "Черные ангелы"- еще одно состояние, на мой взгляд, совершенно мистическое. Мы даже концерт, на котором исполняли это произведение, так и назвали - "Мистицизм звука". Но после концерта, на обсуждении одна из зрительниц, (спасибо ей за искренность) заявила, что всё это не музыка, а абсолютная ерунда, набор звуков. "Где же здесь мистицизм?"- спрашивала она возмущенно.

Мне же кажется, всё, что касается звуков, так или иначе соотносится с субъективным состоянием человека, зависит от того, насколько он внутренне подготовлен слушать. Бывает, что в неподходящий момент и настоящая поэзия тебя не трогает совсем. Достоинство любого звука - мусор ли это, мистика ли - определяется самим человеком. Никто не может дать установку, вроде: "я вам говорю - этот звук хороший, а тот плохой". "Плохие" или "хорошие", вечно пронизывающие вселенную, но до сих пор не изученные звуковые волны помогают композиторам во всей полноте отражать сегодняшнюю жизнь, нередко, к сожалению, опережая нынешнее восприятие людей. Так часто происходило не только в искусстве, но и в науке. Вспомним хотя бы, как считали сумасшедшим Лобачевского с его неевклидовой геометрией. А потом оказалось, что это геометрия будущего. И современная музыка чаще воспринимается ценителями, чем широкой публикой. Как когда-то и музыка Баха, Гайдна, Бетховена не воспринималась большинством современников и ей нужно было как-то "отлежаться". В любой музыке нужно разбираться. Хочет ли человек развиваться в этом направлении - только его выбор. Во всех направлениях музыки немало "вкусных" вещей.

 
Copyright by Omnibus Ensemble
Povered by OLLI
Design by "Design Drugs"