Несмотря на свои 26 лет, музыкант Ансамбля Omnibus Алибек Кабдурахманов - ударник уже опытный. Он не раз выступал в составе престижных музыкальных коллективов и в нашей республике и за рубежом, участвовал во многих фестивалях и был лауреатом международных конкурсов. Наше интервью с ним мы начали с разговора об Ансамбле Omnibus.

Алибек Кабдурахманов: Такой коллектив не часто встретишь. Здесь музыканту дают возможность свободно развиваться, творить в свое удовольствие. Я в ансамбле совсем не чувствую себя сессионным музыкантом, который как смог, «выполнил свою функцию» и ушел домой, - наоборот, всегда ощущаю к себе интерес и доверие.

Когда мы готовили прошлогодний фестиваль Black Box, то на вопрос, что делать, мне показали нужное направление, и сказали: «всё остальное - в твоих руках». Когда мне было интересно «подирижировать» ансамблем, мне пошли навстречу.

А недавно Артем Ким попросил меня разработать для ансамбля целый цикл практических занятий по ритмическому развитию его музыкантов. Причем сразу предложил подготовить продвинутый курс.

- Что этот курс из себя представляет и какие задачи Вы перед собой ставили?

Руководству ансамбля Omnibus представляется очень важным всё, что касается построения команды. Поэтому главной задачей участников тренинга было научиться работать в команде. Для программы мною был собран и обработан большой объем информации по метро-ритмическим рисункам, описанной музыкантами-практиками. Кроме того, в курсе использованы результаты моих собственных наблюдений за поведением конкретных музыкантов во время работы, позволяющих понять их психологию и предпочтения.

Что такое игра в ансамбле? Умение партнеров не только чувствовать друг друга в настоящий момент, но и предчувствовать их действия на шаг вперед. Подобные цепочки должны быть выстроены между всеми партнерами. При этом не надо забывать, что каждый человек - со своими амбициями и желаниями. Есть музыканты-солисты и музыканты, привыкшие играть в оркестре, но в ансамбле их необходимо связать воедино. Ведь достаточно одному из исполнителей поступить по принципу: «а я так хочу!», не подумав, хорошо ли это будет в целом для команды, - и связи между партнерами будут разрушены.

Целью моих наблюдений было выявить минусы и плюсы каждой из таких цепочек, чтобы затем совместно с музыкантами попытаться сделать их более прочными.

- Вы сами себя ощущаете солистом или оркестрантом?

Сейчас я считаю себя солистом, умеющим играть в ансамбле. Хотя умение это давалось очень непросто, потому что раньше я играл громко и долго, желая «показать свой класс». Пока, наконец, не понял, что важнее показать высокий класс всего ансамбля, а уж потом, что и ты в нём неплох.

Мы провели уже три занятия, и я доволен тем, в какой доброжелательной и рабочей атмосфере они проходят. Появились легкость и смех, - слушателям нравится, они с нетерпением спрашивают, о чем будет разговор на следующем занятии. Эти музыканты действительно мотивированы в своей работе

- Я знаю, что вы плодотворно работаете еще в одной группе, Axes Percussion Group, которая в свое время «отпочковалась» от Ансамбля Omnibus. Расскажите немного и о ней.

В этой группе играют только ударники. Когда мы собираемся, то сначала составляем программу, потом мы же сочиняем те произведения, которые будут составлять эту программу. А затем мы же все придуманное исполняем. И если в Omnibus’е есть разделение, кто чем занимается, то в Axes Percussion Group совсем другая система: сначала мы все - композиторы, затем - все исполнители, затем - работники сцены и т.д..

- Помню, какой замечательный проект подготовила Axes Percussion Group для прошлогоднего фестиваля музыки и визуальных искусств Black Box. «Кулак Ярости» запомнился не только самим фильмом, но и тем, как его озвучивали актеры театра Марка Вайля «Ильхом», и интересной музыкой, и чудесной атмосферой в зале.

В самом деле, участие в том фестивале было успешным. Тогда по результатам опроса зрителей проект этой группы оказался лучшим. Если помните, сюжет фильма рассказывает о мести ученика за смерть учителя, из-за которой пострадали все, и невиновные тоже. Мы не стали философски перегружать проект, сделали его немного приземленным, и это оказалось то, что нужно.

Причем от яркой концовки, когда на сцене завели, а потом остановили метрономы, публика пришла в полный восторг. Каждый из метрономов там работал в независимом от других ритме. Но в какой-то момент удары всех точно совпали. Мысль авторов заключалась в следующем: « как бы по-разному ни прошла жизнь каждого из нас, все мы смертны, - пробьет и твой час ... и твой... и твой». Так что идея с метрономами лаконично и стратегически верно вписалась в проект, хотя, на мой взгляд, и была немного искусственной. Я бы сделал это по-другому.

- У Вас еще будет такая возможность. Тем более, что в этом месяце Axes Percussion Group собирается снова участвовать в новом фестивале музыки и визуальных искусств Black Box ...

Действительно, став победителями прошлого фестиваля, мы получили право открыть Black Box 2011 года. А поскольку «Насреддин в Бухаре» не похож на высоконравственные и серьезные фильмы «Эдип» или «Расёмон», то и наша музыка будет соответствовать фильму, но при этом повторения прошлогоднего проекта «Кулак Ярости» не будет.

-Что для Вас главное в музыке?

Поиск другого мира, существующего помимо того гениального, что дан нам Богом. И люди искусства о его существовании хорошо знают...

Начиная работать над музыкальным произведением, музыкант стремится узнать о нем как можно больше. Накопленные знания, преобразуясь в его душе, постепенно выливаются в некие образы и эмоции, которые затем он своей игрой передает со сцены слушателю. Музыка - мир очень сложный и нереальный, и одновременно, дело легкое и абсолютно реальное.

- К счастью, свой ключ к этому миру Вам подобрать удалось...

Беседовала М. Стальбовская, 27 января 2011 года

Другие интервью

 
Copyright by Omnibus Ensemble
Povered by OLLI
Design by "Design Drugs"