Завершая 1 этап совместного образовательного проекта, в феврале 2012 года Omnibus и Государственная консерватория Узбекистана провели конкурс среди студентов кафедры композиции на лучшее произведение для этого ансамбля. Победителем в нем стал Мехродж Мухтаров, интервью с которым мы предлагаем вашему вниманию.

Мехродж, откуда вы и кто ваши родители?

Я родом из Самарканда, там же и учился. Мои родители керамисты, и дедушка тоже был мастером-керамистом. Он первым в Самарканде стал лепить из глины людей, пытаясь выразить их характеры, - до этого изображали только животных. И я сам занимался керамикой с детства, это была моя первая профессия.

А музыканты в семье были?

Нет, я первый.

Почему вы решили стать музыкантом?

Мама очень любит аккордеон. В детстве сама она не смогла выучиться играть на нем и мечтала, чтобы ее сын стал аккордеонистом. Когда я после музыкальной школы и колледжа собирался продолжить обучение игре на аккордеоне и в консерватории, оказалось, что специальность «аккордеон» закрыли. Так волей случая я поступил на «композицию». И сейчас учусь уже в магистратуре, собираюсь поступать в аспирантуру.

Значит, вы не пожалели о своем выборе?

Нет, не пожалел. Еще в музшколе пробовал писать маленькие мелодии по 4-8 тактов, хотел стать композитором-аккордеонистом, как германский аккордеонист и композитор Альберт Фоссон, автор виртуозных пьес... Хотя, наверное, для композитора не так важно, для какого инструмента писать, важнее – научиться извлекать что-то главное из своей души...

Какие книги вы читаете?

Очень люблю читать психологов, таких, как Карнеги, Роберт Грин. Любимые узбекские писатели: Абдулла Каххар, Саид Ахмад. Очень люблю романы и рассказы Уткура Хашимова.

Наверное, и стихи пробовали писать?

Да, раньше, лет в 18-20, много писал, пока не понял, что надо расширять кругозор и больше читать. Потом для стихов как-то времени не осталось...

А вот музыку писать хочется всегда. Даже не знаю, что бы я делал, если бы мне запретили это делать. Наверное, у каждого композитора такая же жажда сочинять музыку. Пишу ее в любое время, - даже на улице, в автобусе, стоит только возникнуть красивой теме. Хотя это и нельзя назвать чистым вдохновением, стопроцентное вдохновение – что-то другое, оно бывает очень редко. Обычно я играю для себя, импровизирую, и постепенно, такт за тактом возникает тема, которую остается только развивать дальше, искать что-то новое.

Я знаю, что вы присутствовали на мастер-классах Omnibus Laboratоrium. А писали ли вы раньше какие-нибудь произведения для этого ансамбля?

Да, бывал на лекциях мастер-класса ежегодно, начиная с 2006 года. Но написал специально для Omnibus’а только на последний конкурс. Но так получилось, что сам я современной музыкой начал заниматься совсем недавно. И на мастер-классах Omnibus Laboratоrium постепенно стал понимать, как ее пишут. Теперь буду продолжать, потому что мне это показалось интересным.

А что особенно запомнилось в недавнем семестре, который проводил эти 4 месяца Ансамбль Omnibus?

И лекции, и концерты, и споры – всё это было бесценными уроками для нас, студентов. И я за них очень благодарен Артему Васильевичу Киму и всему ансамблю. Оказалось, что такие эффекты очень интересны для композитора, помогают ему в создании нужных образов.

Пока я еще не композитор. Я только хочу им стать. Потому что композитор очень свободный человек. И музыка - тот друг, который помогает выразить все свои чувства и переживания. Конечно, свободен любой настоящий профессионал, но музыка, на мой взгляд, больше других профессий дает ощущение полной свободы.

Вы уже пробовали преподавать?

Да, после бакалавриата. В консерватории в тот год не было магистратуры по моей специальности. И я в течение года преподавал в колледже: сольфеджио, зарубежную музыкальную литературу, гармонию, аккордеон.

Без чего композитор никак не может обойтись, на ваш взгляд?

Кроме своего инструмента композитору ничего не надо, даже вообще без инструмента можно писать музыку. Но, конечно, композитор обязан знать возможности разных инструментов, ведь ему приходится писать для многих инструментальных составов. Ему надо знать, как инструменты сочетаются в симфоническом оркестре, какой характер придает произведению каждый из них.

Что для вас важнее, остаться и работать в Узбекистане или же уехать туда, где больше возможностей учиться, общаться с профессионалами, ходить на замечательные концерты? Вы бы уехали?

Нет, не уехал бы. Мы учимся для своей родины. Все фестивали, мастер-классы и конкурсы нужны для того, чтобы музыку в Узбекистане поднять до мирового уровня. Хочу остаться здесь и в Самарканде создать свой ансамбль, писать для него музыку. Хочу, чтобы в нем музыканты играли и современную, и фольклорную, традиционную музыку, и джаз.

Но ведь вам придется решать множество нетворческих задач…

Думаю, всегда найдутся друзья среди самаркандских музыкантов, готовые помочь.

Каких композиторов вы любите?

Начну с тех композиторов, с которыми я начал свой путь в профессию. В Самарканде живет мой первый учитель, Халим Хамракулович Мамадалиев. Очень люблю его произведения. Когда на первом курсе колледжа я начал писать музыку, то часто ходил к нему, и он мне всегда старался помочь. А Надыма Кадыровича Нарходжаева, моего преподавателя по специальности в Государственной консерватории Узбекистана хочу поблагодарить за то, что он мне всегда, с 1-го курса бакалавриата, указывал правильную дорогу. В том, что я сегодня достиг, огромная заслуга этих двух людей…

В воспитании композитора очень важным считается ежедневное прослушивание музыки. И в консерватории, как и все остальные студенты-композиторы, я начинал с классики. Это была для меня совсем другая музыка: Бах, Моцарт, потом Бетховен, Шопен. Прослушал и полюбил и классику, и немало сочинений современных композиторов. Очень люблю квартеты, скрипичные концерты и симфонии Шостаковича.

Но впереди очень много музыки, которой я еще просто не успел прослушать…

 
Copyright by Omnibus Ensemble
Povered by OLLI
Design by "Design Drugs"