Эффектно завершился в галерее "Art & Fact" второй этап медиасерии "Перекрестки", подготовленной галереей совместно с Ансамблем Omnibus. Презентация фотоколлекции "Без дублей" состоялась 23 мая 2012 года - в день восьмидесятилетнего юбилея основного автора медиапроекта, Дины Максимовны Ходжаевой (Пенсон).

После того, как из рук юбиляра под аплодисменты многочисленных друзей взлетели 80 разноцветных шариков, после приветственных речей и поздравлений - прозвучал и только что написанный музыкальный комментарий на замечательные фотоработы 50-80 годов прошлого века. Его исполнили сами авторы, молодые композиторы Ансамбля Omnibus.

А накануне открытия этой выставки мы побеседовали о фотографе Дине Ходжаевой с известным ташкентским историком Борисом Голендером:

Борис Голендер: Они жили в одноэтажном старинном здании в центре Ташкента, в переулке Лазо (где нынешний проспект Космонавтов). В 20-30 годы почти все газеты и журналы Узбекистана публиковали изо дня в день фотографии Макса Пенсона. Во время войны и сразу после нее в Ташкенте еженедельно выходила очень популярная «Фотогазета» с материалами на животрепещущие для Узбекистана темы, в которой он был одним из главных авторов. Им были сняты десятки тысяч фотографий! Работа этого мастера настолько ценилась, что (поскольку в военное время свет часто отключался) в их дом провели специальную линию, чтобы Макс Захарович мог и ночью готовить материал для газеты.

Благодаря увлеченности отца фотографией и трое из четырех его детей, Дина, Мирон и Захар, стали фотографами, на его примере видя, как интересно работать в этой области.

Когда произошло землетрясение, его огромный архив оказался заваленным и сильно пострадал. Дина Максимовна и ее муж, замечательный кинодокументалист Файзулла Ходжаев, буквально с риском для жизни сохранили его фотографии, сделанные еще на стеклянных пластинах.

То, что сегодня в мире знают имя замечательного фотографа-репортера Макса Пенсона, во многом их заслуга. Собирая по крупицам всевозможную информацию о фотографе, Ходжаевы посвятили многие годы сохранению и публикации его наследия. В результате их подвижнической деятельности были выпущены несколько фотоальбомов Макса Пенсона, организованы выставки в разных городах мира, что, в свою очередь, подняло и престиж в целом узбекистанского фотоискусства в мире.

Макс Пенсон был великим фотографом. И маленькая девочка, присутствовавшая на всех этапах создания его работ, получила очень хорошую школу. Дина научилась у отца самому главному, чему ни в каком вузе не научишься – ловить момент, видеть то, что обычные глаза не видят. В альбоме, посвященном творчеству Дины Ходжаевой, по-моему, это хорошо показано.

Работая в течение 30 лет корреспондентом на студии Узбекского телевидения, она снимала не только так называемые «рабочие моменты» кинопроцесса, которые дают представление и о самом фильме, но и готовила фотоочерки для телевидения.

Вот великолепные фотографии послевоенной жизни Европы, где ей посчастливилось побывать. И посмотрите, она ведь не снимает в Лондоне Тауэр или торжественный выезд гвардейцев, или в Париже Эйфелеву башню. Мы видим простых жителей: полицейских в случайном месте, хиппи на улице. Или вот полюбуйтесь - «Парижская дворничиха». В то время, когда в фотографии господствовал официоз, в ее фотоработах - повседневная жизнь европейских городов. Это же не сегодня снято, когда все мы понимаем важность такой съемки, потому что она - основная часть нашей жизни. А она это понимала еще в 50-60-е годы. И в этом продолжила дело своего великого отца.

Кроме того, эти фотографии сделаны в очень хорошем стиле, в них нет ничего лишнего. Ничто не мешает воспринять то, что их автор хотел до нас донести. В этом и есть искусство фотографа.

Дина Максимовна - мастер портрета, любой ее портрет передает личность. Например, здесь изображены гости Ташкента: великий композитор Дмитрий Шостакович, популярные певцы: болгарин Бисер Киров, Эдита Пьеха, азербайджанка Зайнаб Ханларова. Но с таким же искренним интересом фотограф работает и над портретами геолога, шофера, хлопкороба. Современные фотографы, увы, этого умения зачастую лишены. А она поймала момент, когда люди совсем не позируют, они просто работают или общаются, как обычно. Девочка у тандыра: « Горячие лепешки в горячий день» - прекрасное название! Такая любовь к людям всех Пенсонов отличает. Их фотографии не похожи на миллионы фотографий, на которых какой-нибудь "надутый" бригадир в парадной форме позирует в поле.

Простыми средствами Дина Ходжаева пытается выразить что-то главное в нашей жизни. С одной стороны, на фото «Артерия республики» вроде ничего и нет. А с другой, это же - чистый конструктивизм! Если мы посмотрим, как расположена эта фотография по отношению к зрителям, то в верхней части видим эти треугольники, стрелы - чистая геометрия, а внизу водоворот, не подчиняющийся никаким геометрическим законам. Главная мысль этой работы: хаос и геометрия – едины. Автор ничего здесь не изменила, но думающий человек это прочтёт.

Взять замечательные репортерские кадры ташкентского землетрясения, или фотографии, снятые с верхушки самаркандского минарета или в обсерватории Улугбека - этому умению запечатлеть время ее научил отец, и она достойно продолжает его дело. Поэтому и неоценимо то, что она сделала…

Подготовила к публикации Мария Стальбовская

 
Copyright by Omnibus Ensemble
Povered by OLLI
Design by "Design Drugs"