Макомат

7-го мая 2018 года Ансамбль Omnibus на сцене Театра Марка Вайля "Ильхом" представляет программу НАВО - музыкальный эксперимент, объединивший элементы традиционной узбекской музыки Маком и современной академической музыки. НАВО - результат многолетней работы Ансамбля Omnibus по восстановлению древних ладов Макома.

Создана эта программа в творческом союзе ансамбля с одним из самых известных носителей традиций Шашмакома ("шедевра нематериального культурного наследия человечества" по мнению ЮНЕСКО), народным артистом Узбекистана Усто Ульмасом Расуловым (гиджак, вокал).

Ссылки:
См. рубрику "Макомат" на нашем сайте
а также ролики на ютубе:
https://www.youtube.com/watch?v=g-lblhaDVBU
https://www.youtube.com/watch?v=BO8ONHhu2g4
https://www.youtube.com/watch?v=KfAsaYrBjM8
https://www.muz-info.net/Ulmas%20Rasulov

 

Известный музыковед, автор ряда книг и монографий по истории и теории традиционной и современной узбекской музыки, Отаназар Рахимович Матякубов - ключевая фигура важного для Ансамбля Omnibus проекта "Макомат". В настоящее время ученый готовит к изданию свою новую книгу, в которой речь пойдет об особенностях "Бухарского Шашмакома ", о его ладовой основе, поэтике, ритме и форме.

В середине августа 2011 участники проекта: музыканты Сухроб Назимов и Джахонгир Шукуров, звукорежиссер Максим Ким и техник Сергей Шах - отправились в Бухару, чтобы там сделать аудиозапись исполнения макомов. Полученный материал послужит не только иллюстрацией для будущей книги Отаназара Матякубова, но и пополнит постепенно растущую базу музыкальных данных Ансамбля Omnibus.

«Это была первая этнографическая экспедиция в рамках проекта "Макомат", - признался Сухроб Назимов. – С художественной точки зрения ее целью было установить творческий контакт с подлинными исполнителями макомов, чтобы сохранить их искусство в виде качественной аудиозаписи. А с технической точки зрения нам хотелось проверить формат таких поездок: какими должны быть технические требования к этой записи, насколько мы сами готовы к работе в таких условиях и т.д.

Исполнителями выступили около 20 музыкантов ансамбля "Бухарский Шашмаком" ("Бухорo Шашмаком Дастани"), действующего при областной филармонии под руководством Рахматилло Иноятова и Толиба Темирова.

Хотя наше знакомство с народными музыкантами было недолгим, общий язык с ними мы нашли быстро. Как правило, они умеют сразу сплотиться, сосредоточиться и профессионально исполнить всё, что нужно. Назову их имена:

Певцы: Рахматилло Иноятов, Толиб Темиров, Эшпулат Ортиков, Шоди Шарипов, Туймурод Кодиров, Журабой Хафизов, Илхом Исмоилов, Кахрамон Рахмонов, Гулнора Яхшибоева, Мехринисо Самиева и Дилшода Раджабова.

Инструменталисты: Толиб Темиров (дойра + пение), Фазлиддин Гулов (танбур), Обид Темиров (дутар), Нодир Тошев (канун), Мирзохид Аббосов (най), Джасур Мухаммедов (гиджак), Исматилло Искандаров (уд) и Садриддин Гулов (гиджак)

Во время бухарской записи работой музыкантов руководил Джахонгир Шукуров, а Максим Ким вел аудиозапись. Мне же была поручена видеосъемка всего процесса.

В исполнении ансамбля "Бухарский Шашмаком" была записана значительная часть вокального раздела макома «Рост»:

  • «Сарахбори Рост-Панджгох» (на стихи Хафиза) и к этому макому 5 Тарона (три из них положены на стихи известных средневековых поэтов Машраба, Джами и Бедиля, у двух остальных Тарона - слова народные)
  • «Талкини Ушшок» (на стихи Мушфикий Бухори) с 1 Тарона на народные слова
  • «Насри Ушшок» (на стихи Хафиза) с 2 Тарона (на народные слова и на стихи Пахлавана Махмуда)

Обратите внимание, как много раз здесь встречается слово «тарона» (мелодия). Именно для бухарской модели Шашмакома разнообразие этих малых частей макома, примыкающих к основным его компонентам - сарахборам и насрам - особенно характерно»

… Осенью, 8 ноября 2011 года была проведена еще одна аудиозапись ансамбля "Бухарский Шашмаком". Была записана оставшаяся часть вокального раздела макома «Рост».

  • «Наврузи Сабо» (на стихи Нозима)
  • «Талкинчаи Наврузи Сабо» (на стихи Пахлавана Махмуда (Пурёвалий)
  • «Уфари Ушшок» (на стихи Умара)
  • «Супориши охирин»

Вокалистами выступили: Рахматилло Иноятов, Илхом Исмоилов, Кахрамон Рахмонов, Толиб Темиров (вокал и дойра), Самиева Мехринисо. Инструменталисты: Темиров Обид (дутор), Гулов Фазлиддин (танбур), Обиджон и Толибжон Темировы (дойра).

Вернувшись на родину из Германии, где коллектив представлял древнюю бухарскую музыку на международной музыкальной конференции, макомисты пели и играли с особым удовольствием и задором. Нам, немногим присутствовавшим при записи, посчастливилось услышать маком в живом исполнении, - именно так, как его слушали многие века до нас. Древняя музыка не казалось музейной, потому что живые эмоции исполнителей свободно передавались нам. В дружеской перекличке высокий женский голос кружился, соревнуясь то с напористым дуэтом молодых парней, то с раздольными и спокойными голосами мужского дуэта, а временами над всеми торжествовали звуки старинных дойры, танбура и дутара.

И благодаря профессиональной аудиозаписи память об этом импровизированном концерте, согретом живым дыханием священной Бухары, сохранится надолго …

 

 

2011

События проекта "Макомат"

январь 2010

Дискуссия

Встреча с известным музыковедом, профессором Государственной консерватории Узбекистана Отаназаром Матъякубовым и определение стратегии проекта

август 2010
Беседа Сухроба Назимова с Аброром Зуфаровым

О династии макомистов-исполнителей и изготовителей народных инструментов, о Тургуне Алиматове. Устройство сато и танбура, особенности макомной ладовой системы
март-июнь 2011 г
Цикл репетиций

Цикл репетиций музыкантов Омнибуса с Аброром Зуфаровым.
август 2011 г
Этнографическая экспедиция в Бухару, встреча с Рустамом Болтаевым

август 2011 г
Цикл репетиций

Цикл репетиций музыкантов Омнибуса с Аброром Зуфаровым.

 

 

 

С самого начала своей работы ансамбль Omnibus приглашает к сотрудничеству в своих проектах ведущих исполнителей узбекской традиционной музыки. Многонациональным становится и инструментальный состав ансамбля, - вместе с классическими европейскими инструментами звучат в нём инструменты народные (най, кушнай, чанг, сато и танбур).

В 2006 году, в одном из наших первых международных проектов, именно узбекский маком стал источником художественных и технических идей для выдающегося исполнителя Аброра Зуфарова (голос, танбур и сато), для английского ансамбля “Beetwin the notes” под руководством всемирно известного солиста Мэтью Барли (виолончель).

Благодаря опыту работы, накопленному за 7 лет работы, музыканты Omnibus'а смогли обозначить круг художественных и технических проблем, возникающих в ходе совместной работы исполнителей разных культур.

Цель проекта “Макомат” - подготовить инструментарий для решения этих проблем.

К примеру, существующие на данный момент энтографические и музыковедческие материалы, фиксирующие маком с помощью европейской нотации, по нашему мнению, передают лишь 10 % необходимой для исполнителя информации. Остальные 90% передаются только устно от Учителя к Ученику. Музыканту, незнакомому с узбекской музыкальной традицией, очень сложно исполнить узбекский маком, опираясь лишь на эти 10 %.

И поэтому основная задача, поставленная перед участниками проекта “Макомат” – разработать современную, многоуровневую систему фиксации уникального культурного наследия:

1 уровень этой системы – максимально детализированная нотная запись, с подробной расшифровкой всех аспектов одного и того же музыкального текста (динамика, ритмика, мелизматика и др).

2 уровень – аудиозапись фрагментов узбекского макома в исполнении подлинных носителей традиции.

3 уровень - видеозапись техники игры тех же исполнителей, с акцентом на движении рук, смычка и т.д.

4 уровень - запись акустических данных исполняемого музыкального эпизода (микрохроматические изменения, динамика и т.д.) в виде схем, графиков и таблиц.

Полученный с помощью подобной системы фиксации "пакет документов" позволит музыканту любой культуры досконально изучить все особенности узбекского макома и при исполнении передать их максимально точно.

В любой культуре предполагается многолетнее изустное общение Мастера и Ученика. С постепенным уходом из современной культуры подлинных знатоков искусства Шашмакома особенно важно не дать этой традиции окончательно исчезнуть. Именно поэтому внутри проекта “Макомат” сотрудничают две его ключевые фигуры, практик Аброр Зуфаров и теоретик Отаназар Матъякубов. Первый – один из немногих оставшихся прямых наследников традиции исполнения макома. Второй - ученый с мировым именем, продолжатель философской, научной традиции, берущей свое начало в исламском Ренессансе. Роль Отаназара Рахимовича в проекте "Макомат”- определение стратегии нашей работы. В частности, одной из задач для музыкантов ансамбля Omnibus стало акустическое воплощение фрагментов расшифровки трактата "Хорезмская танбурная нотация". Теоретической и культурологической расшифровкой этой уникальной нотной записи начала ХХ века, не испытавшей влияния европейской нотации, ученый занимался много лет.

Отсюда вытекает еще одна, не менее важная, задача проекта «Макомат» – найти точки соприкосновения традиционной и современной музыки, чтобы заинтересовать молодых композиторов в своих сочинениях шире использовать народные инструменты.

Кроме того, уникальный слуховой опыт, полученный музыкантами в процессе работы с традиционной узбекской музыкой, воплощаясь в нестандартный репертуар Ансамбля Omnibus, становится его неповторимым музыкальным языком.

 
Copyright by Omnibus Ensemble
Povered by OLLI
Design by "Design Drugs"